Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр им. А.Сахарова >> Выставки >> Архив >>    

 
ЗАЛ ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ 27 октября – 14 декабря 2005 г.

«Мертвая дорога. Стройка №501-503» (Салехард - Игарка)

Архивные документы, фотографии, предметы лагерного быта.

Краеведческий комплекс «Музей вечной мерзлоты», г. Игарка
Музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского, г. Салехард
Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, г. Москва

Мертвая дорога Салехард - Игарка. Брошенный паровоз

Строительство железной дороги Салехард – Игарка, известной также как «Мертвая дорога», в 1947-1953 гг., можно считать одним из самых утопических проектов ГУЛАГа. Трасса должна была пролегать вдоль полярного круга, в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение, подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы севера Сибири, богатые полезными ископаемыми. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 – Обское направление, №503 – Игарское направление. В мае 1953 г., вскоре после смерти И.Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать. За шесть лет заключенными было построено около 800 км пути, что составляло примерно половину из того, что было запроектировано.
Несмотря на то, что трасса проходила в труднодоступных районах тундры, куда и сейчас непросто добраться, от бывших лагерей уже мало что осталось. Покосившиеся бараки, покореженные рельсы (из-за сезонного таяния линз льда в почве), брошенные паровозы.

Мертвая дорога Салехард - Игарка. Покореженные мерзлотой рельсы  Дорога Салехард - Игарка

Интерес к этой дороге не ослабевает и сейчас. На трассу несколько раз отправлялись экспедиции, о дороге продолжают писать, снимать фильмы. До сих пор идут споры: нужно ли было затевать строительство в столь тяжелых природных и климатических условиях, можно ли восстановить или как-то использовать оставшиеся участки ж.-д. полотна. В музеях Салехарда и Игарки представлены постоянные экспозиции, посвященные стройкам №501 и №503. Выставка в Музее имени Андрея Сахарова попытается «состыковать» две стройки.

Мертвая дорога Салехард - Игарка   Заброшенная дорога Салехард - Игарка Салехард - Игарка. Лагерные постройки   Салехард - Игарка. Маска

Открытие выставки состоялось 27 октября. О строительстве и настоящем состоянии дороги рассказывали Мишечкина М.В. (директор Игарского краеведческого комплекса), Добровольский А.С. ( участник экспедиции на трассу в 1981- 82 гг, 1989 г.), Павленко-Иевлева В.Г. (бывшая участница строительства железной дороги).

Павленко-Иевлева В.Г. (бывшая участница строительства железной дороги Салехард - Игарка)    Директор Игарского краеведческого комплекса
Павленко-Иевлева В.Г. (бывшая участница строительства железной дороги). Мишечкина М.В. (директор Игарского краеведческого комплекса)

Открытие выставки "Мертвая дорога Салехард - Игарка"    Выставка "Мертвая дорога Салехард - Игарка"

  << Вернуться к списку выставок



© Сахаровский центр

Политика конфиденциальности

Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение мы обжалуем в суде.