Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> "Осторожно, Религия" >>   
  Вернуться к списку Заявления, ходатайства, постановления в Таганском Суде.
Выставка "Осторожно, Религия!"

Заявление Международного Общества "Мемориал".
Процесс в Таганском суде

       

 
 МЕЖДУНАРОДНОЕ
 ИСТОРИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ,
 ПРАВОЗАЩИТНОЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

 127051 Москва, Малый Каретный пер. 12
 (095) 209-78-83, факс (095) 973-20-94
 e-mail: nipc@memo.ru, http://www.memo.ru
       
ДАТА 19.01.05

Заявление Международного Общества "Мемориал"

Обвинительный приговор откроет простор для репрессий по идеологическим основаниям


      В январе 2003 года группа художников-авангардистов выставила в стенах Музея и общественного центра им. Сахарова выставку своих работ "Осторожно - религия!".
      Через несколько дней после открытия выставки на выставке был совершён погром группой прихожан церкви Николы-в-Пыжах и членов Союза православных граждан: выломаны и облиты краской экспонаты, намалеваны надписи. Прибывшая милиция погромщиков задержала, но вскоре отпустила.
      Руководство Музея Сахарова немедленно закрывает выставку. В возбуждении против погромщиков уголовного дела прокуратура отказывает - вместо этого по просьбе двухсот с лишком депутатов Госдумы было возбуждено уголовное дело против кураторов выставки и руководителей Музея.
      И вот уже семь месяцев в Таганском суде г. Москвы идет судебный процесс над художником и поэтом Анной Альчук (Михальчук), сотрудником Музея и Людмилой Василовской и директором Музея Юрием Самодуровым. Прокуратура сочла их преступной группой, которая "действовала с прямым умыслом, направленным на возбуждение ненависти и вражды, а также унижение национального достоинства большого числа верующих, в связи с их принадлежностью к христианской религии, в особенности к православному христианству и Русской Православной Церкви".
      17 января суд начал заслушивать свидетелей защиты, и, по-видимому, процесс близок к завершению.

*****

      С нашей точки зрения, дело о выставке носит откровенно политический характер. Позиция прокуратуры и на стадии следствия, и в суде отчетливо укладывается в общую картину наступления власти на право граждан России свободно выражать свои убеждения.
      Конечно, в демократическом государстве недопустимо незаконное ущемление прав верующих граждан или их объединений, одним из которых является Русская Православная Церковь, и суды призваны защищать их законные права от посягательств. Но очевидно, что сегодня в Таганском суде представители государственного обвинения заняты не защитой оскорбленных и не противодействием разжиганию вражды и ненависти. Они создают прецедент, открывающий широкую дорогу для подавления в нашей стране свободы совести, мысли, творчества.
      При этом сама по себе выставка не вызывает у многих из нас симпатий. Отдельные из представленных на ней работ некоторым из нас, - а среди нас есть и православные христиане, и последователи других конфессий, и атеисты, - представляются этически ущербными. И мы вполне понимаем, что у верующих эта выставка могла вызывать непонимание или чувство обиды и оскорбленности. Мы уверены, что если бы выставка состоялась, то вокруг нее неминуемо возникла бы публичная дискуссия, - возможно, что и в самых резких формах. В рамках этой дискуссии можно было бы обсуждать и границы допустимого в искусстве, и необходимость самоограничения в самовыражении, и ответственность - или безответственность - художника перед окружающими. Попытки найти широкий консенсус по таким вопросам, как нам представляется, вряд ли связаны с риском для общественной морали.
      Вместо этого выставка была разгромлена, а государство, вначале отказавшись от того, чтобы принимать какие-то меры к погромщикам, затем вторглось в область, которая должна быть свободна от подобного вмешательства.
      Совершенно очевидно, что у прокуратуры нет, да и не может быть никаких доказательств того, что обвиняемые по данному процессу своими действиями стремились возбудить какую-либо ненависть или вражду, желали унизить чье-либо национальное достоинство. Поэтому за неимением ничего другого обвинение основывает свою позицию на так называемом "Заключении экспертов по уголовному делу № 4616". Заключение это, безграмотное с правовой точки зрения (впрочем, эксперты и не обязаны быть образованы в этой области), поражает своей инквизиционной казуистикой, интеллектуальной нечестностью и постоянными подменами понятий. Не рассматривая подробно "Заключение…" и базирующееся на нем обвинение (они уже были обсуждены и разобраны во многих публикациях), отметим лишь, что в данном случае, как нам видится, обвинение от имени государства предъявляется на идеологических, а не на правовых основаниях.
      "Эксперты", а за ними и следствие, утверждают:
      "Русская Православная Церковь <…> является исторической и социальной реалией, имеющей фундаментальное нациообразуещее, социообразующее и государствообразующее значение на всей огромной территории Российского государства на протяжении всей истории его существования. Поэтому негативные и уничижительные характеристики, высказываемые по отношению к ней, входят в конфликтное противодействие со всей совокупностью традиционных и сакральных устоев, на которых созидалась история Российского государства, формировалось национальное самосознание русских и других православных народов России".
      И если суд вынесет обвинительный приговор, то это будет означать, что в России устанавливается новая государственная идеология, в основу которой положена даже не одна из исповедываемых ее гражданами религий, а именно Русская Православная Церковь как институт. С этого момента любое критическое высказывание о РПЦ, ее иерархах и деятельности может, при желании на то властей, рассматриваться как уголовно наказуемое деяние.
      Вполне очевидно, что это будет означать разрыв со светским и демократическим характером нашего государства.
      Логическим продолжением этой линии в дальнейшем может стать объявление уголовно наказуемым деянием публично сделанное гражданином заявление о том, что с его точки зрения, "бога нет", или аргументация этого тезиса, или научный анализ становления какой-либо религии, поиск ее источников вне "божественного откровения".
      Мы решительно настаиваем на прекращении уголовного преследования устроителей выставки в Музее Сахарова.