Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    >> Главная>>Музей и общественный центр>>Выставки>>Осторожно, религия!>>   
  << Вернуться в список рубрик посвященных позиции правозащитников. О выставке "Осторожно, религия!"

Символ веры или богохульство?

Жан-Люк Годар, знаменитый французский кинорежиссер, автор многих нашумевших фильмов, после перерыва, длившегося почти 15 лет (из-за перипетий его творческой бигорафии), снова взбудоражил французскую публику. На этот раз фильмом «Ave, Maria». После его первого показа (в городе Версале) во французской прессе поднялась настоящая буря. Впрочем, она началась уже во время того версальского сеанса: страсти зрителей, разделившихся на два противоположных лагеря, так накалились, что была вызвана полиция. Помощник мэра запретил демонстрацию фильма.
В чем же, собственно, дело? Годар разыграл на современном материале евангельский сюжет о явлении Гавриила, непорочном зачатии и прочем. Его Мария – дочь рабочего бензоколонки, невеста шофера такси Жозефа (Иосифа) и любительница баскетбола. Когда она вдруг поняла, что беременна, и сказала об этом Жозефу, шофер пришел в ярость, уверенный, что невеста ему изменила. Тут является Габриэль (Гавриил), который уверяет жениха, что Мари (Мария) невиновна. Жозеф берет ее в жены. Не ясно, впрочем, какую роль здесь сыграла его вера в чудо, - скорее, все дело в том, что он глубоко и преданно любит Мари. Наверное, он принял бы ее, и не будь Габриэля. Изображение высоких чувств, их особой трагичности в современной жизни всегда было сильной стороной Годара-художника.
Более всего газеты возмущались тем, что у Годара в одном из эпизодов на фоне вечерней зари, освещающей колеблемую ветром траву, появляется обнаженная Мари.
В интервью, данном журналу «Нувель обсерватёр», Годар напомнил публике, что великие художники эпохи Возрождения Рафаэль, Миекланджело, Джорджон создали немало произведений с обнаженной натурой. «Да, но раздеть богоматерь!» - восклицает пресса. Газета «Фигаро» призвала французских граждан к «бдительности», объявив фильм Годара одной из бомб, которые «подкладывают под христианскую культуру коммунисты и анархисты», ибо для них нет ничего святого. Насчет ущерба культуре можно спорить, но, безусловно, фильм Годара был бомбой, брошенной в религиозное ханжество. В том же интервью Годар сказал, что религия наложила на европейское искусство печать ханжества.

С. МАРФИНА