Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> "Осторожно, Религия" >>   
  Вернуться к списку "Хроники процесса в Таганском Суде. Версия Евгения Ихлова".
Выставка "Осторожно, Религия!"

"РАСПНИ, ЕГО!".
Хроники второго обезьяньего процесса: ПРОДОЛЖЕНИЕ (19).
Процесс в Таганском суде

Следующее заседание - в понедельник, 14 февраля (10 часов) - завершение представление доказательств

Москва, 10 февраля 2005 г., - защитник сотрудника Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" Людмилы Василовской - Евгений Ихлов продолжает Хроники второго обезьяньего процесса. Начну прямо с анонса - следующие заседания суда в понедельник, 14 февраля в 10 часов. На этом заседании завершается дополнительное представление доказательств. После этого последует перерыв до начала прения сторон.
10 февраля - прокуратура применила свой самый тяжелый колибр - с обличения подсудимых (он называл их не иначе, чем "кучка экстремистов-ксенофобов" выступил свидетель со стороны обвинения член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, член Совета по духовной безопасности при Центральном Федеральном Округе, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской, епископ C.В.Ряховский. Кроме того, в качестве специалиста был приглашен обвинением В.Е.Калашников - преподаватель искусствоведения в Текстильном университете, руководитель P-R службы Союза Художников России. Затем, под общий смех, прошел обзор вещдоков - экспонатов разгромленной выставки.

Однако, по порядку. Судебное разбирательство идет в Таганском районном суде г. Москвы (Марксистский пер. 31/1, судья Прощенко В.П.: м. "Марксистская", выход на улицу м. "Таганская") с начала ноября. Обвиняются: известный правозащитник Юрий Самодурова, директор Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. А.Д. Сахарова, сотрудник Музея Людмила Василовская и поэтом Анной Альчук (Михальчук). За проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!" , их обвиняют по ч. 2 ст. 282 УК РФ (максимум - заключение сроком до 5-ти лет, Альчук обвиняют - по ч.1 ст. 282 - СРОК ДАВНОСТИ ИСТЕК 18 ЯНВАРЯ). Прокуратура сочла их преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду.
Гособвинение сегодня вновь в полном составе - Новичкова из прокуратуры Москвы и Гудим из прокуратуры ЦАО. Заодно присутствуют студенты юристы.
Защиту представляли: адвокаты: Юрий Шмидт, Ксения Костромина, Анна Ставицкая, Сергей Насонов. Защитники: Евгений Ихлов (Движение "За права человека"), Александр Подрабинек ("Фонд гражданских свобод").
В зале и вокруг значительно выросло напряжение из-за числа "богомольцев". На лестничной клетке 3 этаже установлены иконки и изображения царской семьи, идет непрерывная молитва. Вашему покорному слуге дважды приходилось выполнять функции "бодигарда", защищая интеллигентных женщин, немногочисленных сторонников подсудимых. Когда вмешался пристав, разгоряченная "глубоко верующая" (стандарное обозначение, применяемое прокурором Новичковой) залепила приставу пощечину. Санкция - неформальный запрет на посещение суда.
Гособвинение применяет самый главный калибр. Показания дает глава протестантов С.В.Ряховский. Хорошо поставленым голосом он читает свой длинный донос, составленный по всем правила обличения "врагов народа": Самодуров (с которым он знаком, поскольку посещал в центре Сахарова круглый стол по свободе совести) и его "подельницы" именуются им не иначе, чем "кучка ксенофобов-экстремистов". Самую страшную крамолу епископ углядел в названии выставки. Страстная защита протестантом иконопочитания выглядела очень трогательно. Среди прочих прогрешений Самодурова было то, что его выставка могла привести к разжиганию антисемитизма. На недоуменный вопрос Юрия Вадимовича, каким же образом, епископ ответил в том смысле, что увидев как можно обращаться с христианами, темные сила возмутся за евреев. Епископ рассказал, как преследовали его и его родителей за веру.
Я применяю в отношении С.В.Ряховского слово "донос", потому, что сам чуть не стал 2 года назад жертвой его "гражданской активности" - за выступление за "Эхо Москвы" против внедрения учебника Бородиной "Основы православной культуры", он требовал от генпрокуратуры привлечь меня по той же статье 282 и - за особой моей общественной опасностью - просил избрать пресечением лишение свободы. Но тогда Тверская районная прокуратура не стала поощрять доносчика в его рвении.
После того, как епископ Ряховский изложил свою позицию (как он подчеркнул и от лица его религиозной организации), за него взялся адвокат Шмидт. Дальнейший ход событий я обозначил бы словом "деконструкция". При этом Шмидт именовал свидетеля (который о выставке и ее экспонатах знал только из СМИ) исключительно "добрый пастор". После долгого допроса, пастор покинул зал суда, сказав, что спешит читать проповедь.
Затем госовбинение выставило преподавателя Калашникова. Он заявил, что придерживается традиций Васнецова и Репина и считает актуальное искусство "художественной публицистикой", подчеркнул, что можно критиковать отдельных представителей духовенства, но нельзя покушаться на святые символы, словом, очень образно и красноречиво поддержал экспертизу, признав за противниками клерикализма (т.е. противниками абсолютных моральных ценностей) право экпонироваться лишь на квартирах, в пустыне или дремучем лесу. Особую опасность в выставке Калашников углядел в том, что художественная выразительность произведений искусства придает особую силу богоборческому содержанию (обычный атеистический текст, особенно он корректный, такой опасной выразительностью не обладает). Кроме того, выставка несла в себе еще чрезвычайно опасный "релятивизм": поскольку, если Бога нет - то все позволено. Для Калашникова было большым и неприятным открытием массовое экспонирование произведений актуального искусства, в том числе и авторов - участников выставки "Осторожно, религия!" и, тем более, награждение части авторов: О.Кулик, В.Мамышев-Монро и др. золотыми медалями Академии художеств. Судебное заседание завершилось демонстрацией вещдоков. По позднему часу (около 8 вечера) оно было кратким. Постоянное нервное напряжение разрядилось нервым смехом. Когда пристав показывал измятую пустую птичью клетку, а Шмидт замечал, что в этом и есть очевидное разжигание религиозной вражды, удержаться от смеха было сложно.
Коллизия этого дела в том, что интеллигентные люди, воспитанные на нон-конформистском искусстве 60-80-х , очень комплиментарном по отношению к религии и церкви, агрессивно воспринимают современое искусство, для которого оказенненная религия и церковь - часть репрессивной машины, наваливающейся на человека. Российские интеллектуалы, принявшие ценности "консервативной революции", как-бы продолжают войну с антиклерикализмом начала 20 века, не замечая (или не желая замечать), что сражаясь с трупами большевизма и, тем более, нигилизма 19 века, они выращивают новую тотальную идеологию, очевидно, бессильную возродить мораль и нравственность. Главное зло происходящего процесса (судья категорически возражал против его определения, как "политического", демонстрируя кодекс, на котором написано "уголовный", а вовсе не "политический"), в том, что он возродил силь "большого политического процесса". Лица духовного звания и интеллектуальных профессий легко воспроизводят лексику советских процессов, с энтузиазмом отвечая на доверие органов и изо всех сил разоблачая "врагов народа".


ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Общероссийское общественное движение "За права человека"
125009, Москва,М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (095)291-62-33, т/ф (095)202-22-24, e-mail: news@zaprava.ru;
http://zaprava.ru/