Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> "Осторожно, Религия" >>   
  Вернуться к списку "Хроники процесса в Таганском Суде. Версия Евгения Ихлова".
Выставка "Осторожно, Религия!"

"НЕГАТИВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА НЕГАТИВИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ".
Хроники второго обезьяньего процесса: ПРОДОЛЖЕНИЕ (11).
Процесс в Таганском суде

Следующие заседание - 13 января в 10 часов
Заседания в январе (доказательства защиты): 13, 17, 21, 25 - в 10-00, 26 - В 11-00, 28 ЯНВ. - в 10-00

Москва, 12 января 2005 г., - защитник сотрудника Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" Людмилы Василовской - Евгений Ихлов продолжает Хроники второго обезьяньего процесса. Начну прямо с анонса - следующие заседания суда в четверг, 13 января в 10 часов. На этот заседании продолжится зачитывание гособвинением экспертиз.
Расписание на январь: 13, 17, 21, 25 - в 10-00, 26 - В 11-00, 28 - в 10-00
Январские заседания будут в основном посвящены предъявлению доказательств со стороны защиты: выступления экспертов и специалистов.
Начнется самая интеллектуалья часть процесса.

12 января - прошло первое и очень краткое судебное разбирательство в Таганском районном суде г. Москвы (Марксистский пер. 1/32, судья Прощенко В.М.: м. "Марксистская", выход на улицу м. "Таганская") по делу известного правозащитника Юрия Самодурова, директора Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. А.Д. Сахарова (т. (095) 923-44-20), сотрудником Музея Людмилой Василовской и поэтом Анной Альчук (Михальчук). За проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!" , их обвиняют по ч. 2 ст. 282 УК РФ (максимум - заключение сроком до 5-ти лет, Альчук обвиняют - по ч.1 ст. 282). Прокуратура сочла их преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду. Гособвинение представляла Новичкова из прокуратуры Москвы.
Защиту представляли: адвокаты: Юрий Шмидт, Анна Ставицкая, Сергей Насонов.
Защитники: Евгений Ихлов (Движение "За права человека") и Александр Подрабинек (фонд "Гражданских свобод").

Итак, чуда не произошло - фантастическая экспертиза осталась доказательством. Прокурор Новичкова выдала ответ на ходатайство, который свелся к тому, что: а) упреки в тенденциозности нельзя принять, поскольку экспертиза еще не исследована судом; б) изменения содержания вопросов в ходе экспертиз происходили так быстро, что это не нарушило права и свободы подследственных. Таким образом, прокуратура приступила к зачитыванию вслух более, чем 100-страничной экспертизы. В ней, тревожа тени структуральной лингвистики и попрекая современных художников ненавистью к церкви и христианству в целом, эксперты, вовсю "шили" художникам и организаторам выставки чудовищные обвинения, достаточные для того, чтобы в 17 веке отправить на костер, в 1937 (с изменением РПЦ на ВКПб) - расстрелять, а в 1973 - выгнать из МОСХА, пригрозить "антисоветской статьей" или даже посадить - за порнографию...
13 января целый день гособвинение будет читать экспертизу, полную таких перлов, как "негативная проблематика негативистских тенденций".
Приведу только один фрагмент этого паранаучного кошмара:
Энеева Наталья Тимуровна, имеющая высшее образование по специальности искусствоведение, ученую степень кандидата искусствоведения, специализирующейся в области современного искусства и русского авангарда, занимающая должность научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, стаж научной работы по специальности 17 лет;

      "Экспонат №1. В.П.Флоренский «РПЦ»

      Экспонат представляет собой щит с прикрепленными к нему тремя буквами «Р», «П» и «Ц», вырезанными из пенопласта и обвешанные елочными гирляндами.

      Вопрос 1.: Концепция данного экспоната строится вокруг аббревиатуры «РПЦ», которая представляет собой сокращенное наименование Русской Православной Церкви. Это краткое обозначение широко используется в светских средствах массовой информации, однако в изданиях самой Русской Православной Церкви оно не принято. Вероятно поэтому употребление аббревиатуры «РПЦ» само по себе несет оттенок нецерковности, отчужденности, холодного взгляда «извне». Совершенно особый смысл данная аббревиатура приобретает в среде отечественного «авангарда»: здесь «РПЦ» всегда звучит резко отрицательно, с ярко выраженным негативным оттенком. Вообще, если в этой среде кто-либо захочет говорить о Русской Православной Церкви в положительном тоне, то он должен это доказывать, в то время как буквенное обозначение «РПЦ», употребляемое в уничижительно-враждебном смысле, является, так сказать, исходной, априорной посылкой для менталитета современных художников-концептуалистов. Авангардизм стремится создать образ Русской Православной Церкви, как некой тоталитарной силы, с которой он ведет борьбу за право нравственного, духовного, мистического «инакомыслия», по подобию того, как политические диссиденты в Советской России боролись с тоталитарным государственным строем. Традиции политического диссидентства вообще сильны в постсоветском авангарде - по инерции, поскольку в свое время именно участие в политическом диссидентстве сыграло большую роль в привлечении к этому художественному движению благосклонного внимания общественности. И хотя времена кардинально изменились, авангард продолжает сознательно применять игру в диссидентство как заведомо выигрышный психологический ход. Поэтому, так сказать, концептуальное звучание аббревиатуры «РПЦ» в контексте современного авангарда принципиально созвучно аббревиатуре «КПСС» и сознательно взывает к подобным ассоциациям. Так, художественный куратор О.Р.Саркисян говорит: «Основная идея выставки это предостережение церковному радикализму в обществе, так как церковь в настоящее время превращается в некое подобие штаба КПСС»; а художник А.С.Филиппов свидетельствует, что главной идеей выставки была «озабоченность художников оказанием официальной религией давления на общество». Куратор выставки «Осторожно, религия!» А.Альчук в тексте, предшествовавшем открытию выставки, писала, излагая общую позицию постмодернизма: «религия стала предметом критического исследования художников. Те, кто … пытаются в этом ключе работать…, неизбежно обращались к идее Российской православной церкви, своим консерватизмом и нетерпимостью к Другому провоцирующей подобное отношение со стороны художников».

      Итак, рассмотренный в традициях и контексте концептуального поля современного отечественного художественного авангарда, экспонат В.П.Флоренского «РПЦ» представляет собой высказывание на тему «о духовно-тоталитаристских, гегемонистских претензиях Русской Православной Церкви», то есть содержит установку на негативную оценку объекта данной работы.

      В то же время, работа Флоренского «РПЦ» имеет и другой смысловой аспект: буквы «Р», «П» и «Ц» обвиты гирляндами лампочек, что, по собственному высказыванию автора, должно символизировать «почитание и восхваление». Исходя из устного пояснения к работе, данного автором следствию, можно догадаться, что ассоциативная цепочка должна привезти зрителя к аналогии с принятым в православных храмах на Пасху иллюминированием букв «Х.В.», означающих пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». Авторское объяснение работы: «РПЦ есть тело Божие и должно быть почитаемо и восхваляемо наравне с «ХВ»» - не только с богословской, но и с лингвистической и логистической точек зрения безграмотно и абсурдно, ибо не делает различия между объектом и действием, подлежащим и сказуемым, субъектом и предикатом. Однако, в контексте менталитета современного авангарда здесь работает иная логика, направленная на девольвирование и дискредитацию (попросту, насмешку) по отношению к православным обрядам и обычаям, как, по-видимому, с точки зрения автора, нелепых и наивных: почему же, следует из «прочтения» этого экспоната, вы не иллюминируете буквенное сочетание «РПЦ», обозначающее церковь - ведь это не менее смешно, чем украшать лампочками буквы «ХВ».

      Наконец, третий, и, видимо, главный смысловой аспект данной работы заключается в том, что в отличие от той по-детски чистой и «искрящейся» радости, которую символизирует иллюминация пасхальной аббревиатуры «ХВ», «почитание и восхваление», воздаваемое елочными гирляндами пенопластовым буквам, обозначающим Русскую Православную Церковь, действительно, выглядит нелепо и смешно, потому что призвано иллюстрировать не наше переживание факта Воскресения, а ничтожными средствами «украшать» несоразмеримую смысловую реальность. Тем самым, идеологический противник авангарда - Русская Православная Церковь - оказывается в глазах авангардистского зрителя как бы не «увенчан», а «развенчан» этими лампочками; враг оказывается не страшным, а смешным и, тем самым, - как бы побежденным. «А я тебя не боюсь!»- можно было бы подписать под этим экспонатом. Или иначе: «Ты для меня не авторитет!».

      Таким образом, анализ произведения актуального искусства, выполненного В.П.Флоренским, проведенный с привлечением контекстуальных посылок современного отечественного авангарда, к которому причисляет себя автор, показывает, во-первых, негативное отношение к субъекту концептуального высказывания, осуществленного посредством экспоната, и, во-вторых, что предикатом высказывания данной работы является уничижительная характеристика, проведенная посредством профанации.

      Вопрос 2. Непосредственной информации, побуждающей к действиям против Русской Православной Церкви, в данной работе не содержится, хотя само по себе уничижительное обращение с символом той или иной организации или человеческого сообщества уже есть некое негативное действие по отношению к ним, и может играть роль провокации к другим подобным и худшим действиям.

      Вопрос 3. Средства, использованные в данной работе, являются средствами профанирования: то есть передачи или изображения высокого и важного символа заведомо не соответствующими ему нарочито дешевыми, «ширпотребными» материалами и приемами - в данном случае: щит, пенопласт и лампочные гирлянды. Это те средства, которыми в лучшем случае пристало украшать дешевые торговые ларьки.

      Вопрос 4. В данной работе содержится аббревиатурное обозначение центрального религиозного института России - Русской Православной Церкви.

      Вопрос 5. Русская Православная Церковь, по поводу которой строится концепт данной работы, является исторической и социальной реалией, имеющей фундаментальное нациообразуещее, социообразующее и государствообразующее значение на всей огромной территории Российского государства на протяжении всей истории его существования. Поэтому негативные и уничижительные характеристики, высказываемые по отношению к ней, входят в конфликтное противодействие со всей совокупностью традиционных и сакральных устоев, на которых созидалась история Российского государства, формировалось национальное самосознание русских и других православных народов России".

      В качестве противовеса, этому тексту предлагаю заявление, полученное из США от Бюро по правам человека в бывшем СССР

30 декабря 2004 г.
Федеральному судье господину Владимиру Прощенко
Таганский Народный Суд
Марксистский переулок 1/32, Москва, 109147, Российская Федерация

Касается Дела № 4614

Уважаемый господин судья!

Мы потрясены уголовными обвинениями в отношении Юрия Самодурова, известного правозащитника и директора Центра и Музея имени Андрея Сахарова, сотрудницы Центра Л.Василовской и трех художников (А.Михальчук, А.Зулумян и Н.Золиян). Эти лица обвиняются в организации выставки под названием «Осторожно – религия», на которой выставлялись картины на религиозные темы. Сразу же после открытия эта выставка была разгромлена группой радикально-религиозных экстремистов, но никто не наказал этих хулиганов, организованных радикальными элементами из кругов Русской Православной Церкви.

Так называемое дело против активистов Сахаровского Центра является не чем иным, как попыткой организовать идеологически мотивированый политический процесс. Это месть в отношении администрации Сахаровского Центра, которая борется против войны в Чечне, защищает права человека, борется против ксенофобии и политических преследований в российском обществе. Уголовное преследование живописных произведений и их выставки является абсолютно неприемлемым поскольку это преследование носит идеологический характер.

Этот судебный процесс можно сравнить с позорной травлей Бориса Пастернака в 1958 году и судом над писателями А.Синявским и Ю.Даниэлем в 1966 году. Обвинения сотрудников Сахаровского Центра являются абсолютно беззаконными. Мы уверены, что не существует фактической основы события преступления.

Мы просим Вас остановить позорный процесс. Такая мера восстановит авторитет и независимость российской судебной системы.

Мы просим приобщить наше письмо к делу №4616.
Майка Х.Нафталин
Национальный Директор
Леонид Д.Стонов
Международный Директор
Бюро по правам человека в
бывшем СССР

Копии: 1) Генеральная Прокуратура Российской Федерации
           2) Всероссийское Движение «За права человека»


ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Общероссийское общественное движение "За права человека"
125009, Москва,М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (095)291-62-33, т/ф (095)202-22-24, e-mail: news@zaprava.ru;
http://zaprava.ru/