Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> "Осторожно, Религия" >>   
  Вернуться к списку Заявления, ходатайства, постановления в Таганском Суде.
Выставка "Осторожно, Религия!"

ХРОНИКИ ВТОРОГО ОБЕЗЬЯНЬЕГО ПРОЦЕССА.
Хроники процесса в Таганском суде (версия Евгения Ихлова)

      Москва, 4 ноября 2004 г., - защитник сотрудника Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" Людмилы Василовской - Евгений Ихлов начинает (по просьбе своих коллег) Хроники Второго Обезьяньего Процесса. 4 ноября прошел второй день нового судебного разбирательства в Таганском районном суде г. Москвы (Марксистский пер.1/32, зал 309; м. "Марксистская", выход на улицу м. Таганская) по делу известного правозащитника Юрия Самодурова, директора Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. А. Д. Сахарова (т. (095) 923-44-20), сотрудником Музея Людмилой Василовской и поэтом Анной Альчук (Михальчук). За проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!", их обвиняют по ч. 2 ст. 282 УК РФ (максимум - заключение сроком до 5-ти лет, Альчук - по ч.1 ст. 282).

      Прокуратура сочла их преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду. Обвинение представляют двое прокуроров (из прокуратуры ЦАО и городской прокуратуры) в форме. Их морально поддерживает еще один представитель прокуратуры - в цивильном: вытертые джинсы, свитер, черная кожаная куртка, по виду напоминает "братка".

      Защита: адвокаты: Юрий Шмидт, Ксения Костромина, Анна Ставицкая, Сергей Насонов. Общественные защитники: Лев Пономарев и Евгений Ихлов (Движение "За права человека") и Александр Подрабинек (Фонд "Гражданских свобод"). Процесс возобновляется после того, как 16 июня суд признал обвинительное заключение неконкретным и вернул его в прокуратуру ЦАО для исправления недостатков. Напомним, что в июле Президиум Мосгорсуда отменил это решение как форму передаче дела на доследование (новый УПК это исключает). Таким образом, суду начал рассматривать заведомо дефектное обвинительное заключение.

      Из обвинительного заключения: "Цель выставки достигнута путем использования в представленных на нее экспонатах специальных языковых (вербальных), визуальных, звуковых средств, методов скрытого психологического манипулирования сознанием и других психотехнических методов для передачи оскорбительных и унизительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против христианства вообще и русского православия в частности: десакрализация сакральных образов посредством создания ассоциативных связей между сакральным и низким, отвратительным, комическим, ужасным; обусловливание изображений половыми стимулами и стимулами отвращения; создание депрессивных ассоциативных связей при помощи изобразительных и вербальных средств в видеофильмах, с помощью чего были оскорблены и унижены религиозные чувства верующих и неверующих лиц, имеющих представление о святости (сакральности) основных символов христианской религии".

      Поводом к обвинению послужило проведение в начале января 2003 г. в выставочном зале Музея имени А.Сахарова выставки "Осторожно, религия!", которая через несколько дней была разгромлена группой религиозных экстремистов из Движения "За нравственное возрождение Отечества", возглавляемой протоиереем Александром Шаргуновым. Погромщики были оправданы по суду, а в апреле 2003 г., по требованию Госдумы РФ, уголовное дело было начато уже против организаторов выставки.

      Все обвиняемые вновь повторили свои заявления, что виновными себя не признают, умысла на разжигание ненависти и вражды по национальному и религиозному признаку не имели, не понимают, что им вменено в вину, и считают процесс идеологически мотивированным. Отметим, что в обвинительном заключении четко обозначено отсутствие пострадавших. Таким образом, обвинение не доказало ни умысла, ни наличие конкретных пострадавших, ни факта возбуждения вражды к какой-либо религии или народу. Практически обвинительное заключение представляет собой идеологизированную тарабарщину.

      Процесс сразу вошел в затяжную фазу допроса многочисленных свидетелей. Поскольку большинство защитников сотрудников Сахаровского центра одновременно занято в процессах Ходорковского-Лебедева, рассмотрение дела будет идти, как правило, по средам. Так что следующее заседание назначено на 11 ноября в 14 часов.
      Пока вызываются свидетели обвинения. "Первая партия" - это те самые "алтарники" Церкви Николая Мирликийского - на - Пыжах, которые и совершили погром на выставке днем 18 января 2003 года. Уже допрошены Зякин А. В., Гарбузов Г.Б. и Лочагина О.А.
      Общий лейтмотив достаточно однотипных показаний - они были возмущены выставкой, которая происходит в столице православного государства и сочти ее кощунством и святотатством. Гособвинение практически диктует свидетелям необходимые показания. Загвоздка в том, что требуются доказательства того, что выставка пробуждала ненависть и вражду представителей одной национальности к другой. Увы, все доказательств хватает только на то, что погромщики и другие религиозные радикалы возненавидели организаторов выставки, которые не составляют ни одного общего этноса, ни своей конфессии. Гособвинение решило сегодня сорвать вязкий ход допроса путающихся в показаниях свидетелей, делающих вид, что не видят разницу между иконой и окладом, и полагающих шарж на икону из папье-маше священным символом - было предложено, что бы свидетель Лочагина опознала фотографии экспонатов. Однако настойчивость защиты сорвала это план представить свидетелю доказательства до их исследованиях судом.
      Поскольку вчера - 3 ноября - обвинение трещало по швам, и срочно нужно было найти факт разжигания межнациональной вражды, то сегодня свидетели Гарбузов и Лочагина (председатель приходского совета при храме, где служит о. Александр Шаргунов) одинаковыми выражениями стали рассказывать, как кто-то попрекал куратора выставки художника Зулумяна, что "все беды от "черных" и старательно пытались передразнить армянский акцент, особенно старалась Ольга Лочагина, но у нее дамы словоохотливой и по ее выражению, "лирической", получался грузинский акцент.
      Приводим те показания из дела, которые уже допрошенные свидетели давали на следствие (обратите внимание, что показания в зале суда были иными).

      - показания свидетеля Зякина А. В., согласно которым 18.01.2003. в "Независимой газете" он прочел статью под названием "Осторожней с иконами", из которой узнал, что в Музее и общественном центре и музее им. А. Сахарова открылась выставка под названием "Осторожно, религия!" и одним из её участников является художник Тер-Оганян, в отношении которого в 1998 году было возбуждено уголовное дело за разжигание межрелигиозной розни. В рамках данной статьи была опубликована фотография, на которой были запечатлены два экспоната, демонстрирующиеся на выставке: икона "Спас на престоле" с вырезанными отверстиями вместо лика и рук и рекламный плакат "Coca-Cola" с изображением лика Христа и надписью "This is my blood", что в переводе с английского означает "Это моя кровь". Тогда он решил вместе со своими знакомыми Сергеевым, Смахтиным, Люкшиным, Гарбузовым и Кульбергом посетить данную выставку. Вход в выставочный зал был бесплатным. Экспонаты, представленные на выставке вызвали у него глубокое душевное потрясение: в центре выставочного зала находился некий магический круг, а на стенах и стендах находились оскверненные православные святыни, что создало полное ощущение нахождения в сатанинском капище, где совершается ритуальное служение сатане. В центральной части' зала он увидел композицию из пустых водочных бутылок, увенчанных как бы церковными куполами, стаканы, кусочки хлеба, сушеную рыбу, автором которой была Гуревич. Бутылки явно кощунственно пародировали православный храм, который находился в окружении предметов обычно ассоциируемые с пьянством - стакан и закуска. Таким образом, автором работы была оскорблена православная святыня - Храм, являющийся домом Божьим. Далее в глубине зала находился стенд с восемью подлинными иконами, произведенными на Софринском производственном комбинате. Это были иконы Иисуса Христа и Богородицы. На каждой из них были вырезаны слова VODKA, LENIN, KALASHNIKOV, символическое изображение серпа и молота и т.п. Автором данной богохульной работы, прямо оскверняющей священные изображения Божьей Матери и Иисуса Христа, был Тер-Оганьян. В одном из углов выставочного зала находилась икона размером примерно 2x1,5 м именуемая "Спас на престоле", в которой на месте лика Христа, его рук и Евангелия были вырезаны отверстия. Напротив примерно в пяти шагах на треножнике стоял фотоаппарат с табличкой "Фото недорого". Смысл данной работы заключался в том, что каждый желающий мог принять образ Спасителя и получить фотографию данного кощунственного действия. Автором этого богохульства была художник Зражевская. На левой стене, относительно входа в выставочный зал, находились три однообразных стенда размером примерно 1х1м, автором которых был Дорохов. На первом стенде, на фоне текста из Евангелия от Иоанна, был изображен Т- образный крест с фигурой скорченного человека, на втором - на фоне текста Коммунистического манифеста была изображена красная пятиконечная звезда с фигурой того же человека, на третьем - на фоне текста из "Майн Кампф" Гитлера - свастика с аналогичной фигурой. Автор данной работы поставил христианство в один ряд с идеологиями тоталитаризма, коммунизма и фашизма и даже сделал вывод о том, что христианство является первопричиной этих враждебных человеку идеологий. Неподалеку от данного экспоната находилась работа куратора выставки Зулумяна под названием "Забытые заветы". Его работа представляла собой стенд, закрепленный на стене, на котором находились десять глиняных табличек с надписями или рисунками. Над каждой горочкой табличек были надписи: "Первый Завет", "Второй Завет", "Третий Завет" и так до "Десятого Завета". Как известно, для всех христиан Священными Книгами являются только Ветхий Завет и Новый Завет и других "заветов" не существует. Таким образом, автор данной работы издевался над Священным Писанием. Кроме того, как известно из Ветхого Завета, пророк Моисей получил от Господа Бога каменные скрижали с написанными на них десятью заповедями. Автор же данной работы использованием глиняных табличек, по его мнению, глумится над скрижалями и заповедями Господа Бога. Также на выставке "Осторожно, религия!" была продемонстрирована черно-белая фотография с изображением Православного Животворящего Креста, обвешанного гирляндами сосисок и прикрепленными к нему плакатами типа "Берегись ожогов", "Остерегись ранения рук" и т.п. Надпись под Крестом "ИКСИСОС" (при прочтении справа налево - "СОСИСКИ") была выполнена древнеславянским шрифтом. Автор данной работы, Елагина, в своих комментариях, помещенных на выставке в виде текста-концепции, не скрывала своего циничного замысла: "Тайный смысл этого названия ("ИКСИСОС") обескураживающе вульгарен - это просто сосиски, если читать это слово справа налево". Т.е. автор сознательно берет святое для православного человека изображение (Крест) и сознательно оскверняет его. На выставке также был представлен экспонат под названием "Фонтан", авторами которого являлись Драгоева и Мавромати. Их работа представляла собой стенд с 8 фотографиями, на которых с разных ракурсов был запечатлен православный храм, перед которым, на переднем плане - фонтан с фигуркой зверька. Рядом с фотографией был помещен текст- концепция, в котором и был раскрыт кощунственный замысел автором данной работы: "Имеет место новый зооморфный символ Бога одобренный православной церковью. Кто хочет, может перекреститься, а кто хочет - плюнуть". Над всеми этими "экспонатами" в зале возвышались большие белые буквы РПЦ, являющиеся аббревиатурой Русской Православной Церкви (автор Флоренский). Замысел организаторов выставки "Осторожно, религия!" для него был ясен - каждому посетителю внушалось, что все экспонаты выставки и являются смыслом и сутью Русской Православной Церкви. По его мнению, бесплатный вход в выставочный зал Музея предоставлял самую широкую возможность доступа к экспозиции детям и подросткам, как поодиночке, так и группами. Т.е. налицо попытка организаторов выставки разложить и нравственно растлить подрастающее поколение. Увиденные на выставке экспонаты глубоко оскорбили и возмутили его. Так, он, как русский православный человек, был унижен тем, что православные святыни были осквернены, оболганы, поруганы публичным образом и с особым цинизмом. Чтобы немедленно прекратить это безобразие, этот антиправославный экстремизм, остановить совершающееся преступление и оградить других посетители выставки от этого богохульства, чтобы они не становились пассивными соучастниками преступления, он взял баллончик с краской и замазал стекла, под которыми находились некоторые экспонаты.

(том 2 л.д. 235-240)

      - показания свидетеля Гарбузова Г.Б., согласно которым 18.01.2003 из "Независимой газеты", в частности из статьи под названием "Осторожней с иконами" ему стало известно, что в Музее и общественном центре имени А. Сахарова открылась и проводится выставка "Осторожно, религия!". В указанной статье были напечатаны фотографии некоторых экспонатов, демонстрировавшихся на выставке: "Не сотвори себе кумира", автором которого являлась Зражевская, "Сие есть кровь моя"- автор Косолапое. В статье также были указаны фамилии участников выставки, среди которых были Тер-Оганьян, Кулик, Мавромати. Данные художники ему были известны как участники публичных антиправославных демаршей. Статья и фотографии произвели на него впечатление шока, т.к. они нанесли тяжелое нравственное оскорбление его религиозному чувству и выразили открытую неприязнь, враждебность к православной религии. Тогда он принял решение лично посетить выставку "Осторожно, религия!" и выяснить соответствует ли действительности то, что было опубликовано в статье. Вместе со своими знакомыми Кульбергом, Зякиным, Смахтиным, Сергеевым и Люкшиным, которые также были возмущены содержанием статьи, он поехал на выставку "Осторожно, религия!". Примерно в 12-13 часов они зашли в выставочный зал Музея. В зале находилась одна служительница, посетителей не было, а вход был свободный. Они спросили, на месте ли администрация, служительница ответила, что никого нет. При входе он (Гарбузов) обратил внимание на экспонат, состоящий из фотографий, развешенных в форме креста. На фотографиях была запечатлена акция "Христос Воскресе!", в ходе которой купол планетария был задекорирован под пасхальное яйцо с буквами "ХВ!". На фоне купола была сооружена трибуна, с которой мужчина, ряженный под православного священника с крестом на груди, издевательски улыбаясь, что-то кричал толпе, стоявшей внизу. Таким образом, сама акция, запечатленная на фотографиях, выражала оскорбительное, издевательское отношение над главным православным праздником. Выставка "Осторожно, религия!" после просмотра этих фотографий воспринималась как очередная антиправославная акция и составляла единой целое с предыдущими. Напротив входа в выставочный зал находился экспонат, представлявший собой большого размера икону, стоящую на полу. Икона называлась "Спас на престоле". Вместо лика Христа, его рук и Евангелия были выполнены прорези. Увидев, стоящий напротив иконы треножник с фотоаппаратом и табличкой "Фото недорого!", он понял, что экспонат был не только кощунственным, как следовало из "Независимой газеты", но и являлся приглашением к осквернению любого желающего. На стене, расположенной справа от входа, он увидел экспонат, представлявший собой фотоколлаж, состоящий из двух фотографий (репродукций). На первой была картина Ге со сценой распятия Христа на Голгофе. Однако, вместо фигуры распятого Христа была помещена цветная фотография распятой обнаженной женщины. На второй- картина Леонардо Да Винчи "Тайная вечерня", на которой на месте фигуры Христа было вклеено зеркальце, так что каждый, подходящий к работе, мог видеть в нем свое отражение. Данное действие воспринималось как приглашение к осквернению образа Спасителя. В центре выставочного зала находился экспонат, представлявший собой композицию из деревянного стенда в форме столба, на котором были размещены различные предметы и надписи, в частности фотография ряженого папуаса в национальной одежде. На полу перед столбом были разложены чаша, бусы, жертвенник. Также перед столбом стоял предмет в форме конуса, на который были наклеены бумажки с напечатанными на них текстами, поясняющими смысл экспоната: "Святой "Ааа-маа-хуу-яяя", "Объект поклонения секты иконанистов с острова Новая Гвинея". Данные тексты наталкивали посетителей на мысль о нецензурном, циничном смысле, который хотел вложить автор в работу. Кроме того, это выражало явное, оскорбительное отношение к православной религии. На правой стене, прилегающей ко входу в зал, висел кусок ткани с текстом "Подобает быть живописцу смиренну, кротку ....", взятым из древнего наставления православному иконописцу. Под ним на двери, ведущей в подсобное помещение, были наклеены самодельные объявления с отрывными листками, на которых были приведены тексты из Библии и отрывные ссылки, например, "Исайя, гл.2, стих 13". Данная работа, по его мнению, заключается в циничном обыгрывание и противопоставлении призыва православного художника к циничным, кощунственным работам авторов выставки. На стенде, расположенном слева от входа, находился экспонат в виде фотографии головы горностая. Рядом с фотографией находился текст с пояснениями к работе, из которого следовало, что её авторами являются Драгоева и Мавромати. В тексте авторы утверждали, что "... имеет место новый зооморфный символ Бога "одобренный" православной церковью, - кто хочет, может перекреститься, а кто хочет плюнуть". Данные слова выражали явный призыв к враждебным действиям по отношению к Русской Православной Церкви и Богу. Напротив входа в зал, на стене находились три фотокопии портрета писателя Достоевского Ф.М. На одной их фотокопий к спине Достоевского были пририсованы серые перепончатые крылья, напоминающие крылья летучей мыши, на второй - к рукам пририсован топор, на третьей- Достоевский изображен держащим в руках клетку с птицей. Данной работой автор, по его мнению, унизил честь и достоинство великого русского православного писателя и мыслителя Достоевского. К стене, расположенной напротив входа в зал, на уровне головы, были прикреплены три буквы "РПЦ" размерами примерно 50-70 см, выполненные из пенопласта и обвитые елочной гирляндой. "РПЦ" является аббревиатурой Русской Православной Церкви, в связи с чем, демонстрацией данного экспоната организаторы выставки подчеркнули её прямое отношение к Русской Православной Церкви. По периметру зала были расставлены телемониторы, на которых демонстрировались повторяющиеся сюжеты. На одном из них - отрубленная агонизирующая голова рыбы, в сопровождении звуков хрипов и бульканья. Данный сюжет воспринимался как призыв к насильственному уничтожению христианства, поскольку рыба является древним христианским символом, под которым понимается сам Иисус Христос. На другом мониторе - обнаженная женщина, раскрашенная краской и совершающая непристойные движения, возможно имеющие ритуальный смысл. Он предположил, что данной женщиной является художник Сажина, экспонат которой был представлен на выставке и представлял собой некую площадь, огороженную по кругу веревкой, вдоль которой были разложены куклы и другие предметы. Внутри круга была разложена горка земли, воспринимавшаяся как могила, в которую была воткнута палкой. Данная работа наводила на мысль о совершении какого-то сатанинского обряда и воспринималась как призыв к публичному совершению сатанинских ритуалов. Глядя на работу Сажиной, вся выставка в целом воспринималась как цельная композиция и христианские объекты выступали поруганными и оскверненными. Все работы, представленные на выставке вызвали у него чувство возмущения, оскорбления его религиозных чувств, незащищенность, чувство боли за попираемые святые для него образы. Для него была совершенно очевидна откровенная враждебность всех экспонатов к православному мироощущению. После этого он и все его товарищи решили доступными им средствами прекратить, пресечь совершающееся на их глазах преступление, состоящее в осквернение православных символов и святынь и предотвратить возможное вовлечение в кощунство других посетителей выставки.

(том 2 л.д.136-140)

      - показания свидетеля Лочагиной О.А., согласно которым 17.01.03 г. от одной из знакомых ей стало известно, что в Музее и общественном центре им. А. Сахарова проходит выставка под названием "Осторожно, религия!", в которой принимает участие художник Тер-Оганьян, хорошо известный тем, что в 1998 году провел антирелигиозную, кощунственную акцию по осквернению православных икон в выставочном зале Манежа в г. Москве. 18.01.03 примерно в 12 часов она приехала в Музей, чтобы лично увидеть работы, демонстрируемые на выставке "Осторожно, религия!". Первое, что она увидела, была афиша выставки, помещенная в сквере, вблизи проезжей части дороги. На афише была изображена икона "Спаса Нерукотворного", где вместо лика Иисуса Христа был помещен дорожный информационно-предупредительный знак "Иные опасности". Точно такая же афиша висела на улице при входе в выставочный зал Музея. Дверь в Музей была открыта и она вошла. Напротив входа, в предбаннике, в стеклянной витрине находились листы, содержащие авторские концепции участников выставки, демонстрировавших свои работы. Когда она зашла в выставочный зал, первое, что бросилось ей в глаза, была аббревиатура Русской Православной Церкви - "РПЦ", украшенная гирляндой и висевшая напротив входа в зал. Подойдя ближе, слева от букв "РПЦ", она увидела рекламный плакат "Кока-колы", в левом нижнем углу которого, имелось хорошо узнаваемое изображение лика Спасителя. На этом же плакате справа от изображения лика Спасителя, имелась надпись на английском языке. Поскольку она хорошо знает английский язык, имеющуюся на плакате надпись, она перевела как "Это кровь моя". Контекст перевода, с учетом изображения лика Спасителя, был очевиден и означал "Сие есть кровь моя". Эти слова, приведенные в Евангелия, произносятся каждый день за литургией- главным богослужением христианской церкви и относятся к одним из самых святых. При произнесении данных слов священниками все верующие люди встают на колени. Помещение на одном плакате лика Спасителя и названия "Кока-колы" как символа ширпотреба, преуспевающего бизнеса, её сильно возмутило. Рядом с данным экспонатом находилась другая работа, представляющая собой точную имитацию иконы "Господь Иисус Христос, сидящий на троне". Вместо лица и рук Иисуса были выполнены прорези. Перед этим экспонатом стоял фотоаппарат на треножнике и табличка "Фото недорого". По её мнению, автор данной работы выразил своё желание продемонстрировать, что в церкви все продается и покупается, и все желающие могут принять участие в сделке купли-продажи, в осквернении и унижении самого святого для любого верующего человека. Рядом с выходом из зала она увидела три полотна, на которых схематично изображенная фигура человека была сначала распята на Кресте, затем на пятиконечной звезде, а затем на символе фашистской свастики. Фоном первого полотна служил фрагмент текста из Евангелия, второго- манифеста коммунистической партии, третьего - "Майн Камф" Гитлера. Первое полотно предваряла надпись: "Вначале было слово", в конце третьего - "Если это не фашизм, то что же?". Таким образом, религия приравнивалась автором данной работы к негативным идеологиям: коммунизму и фашизму. Кроме того, из смысла работы следовало, что текст Евангелия отождествлялся, ставился в один смысловой ряд с Манифестом и идеологией Гитлера. Затем за застекленной витриной она увидела иконы Божией Матери и Спасителя, по святым изображениям которых были нанесены надписи латинскими буквами: "Водка", "Ленин" и "Калашников". Автором данной работы был Тер-Оганьян. Идей данного экспоната было соединение Церкви, самого святого для неё, с вещами, которые несут в себе смысловую нагрузку порока. Лично для неё иконы имеют высшую ценность и являются святыми, независимо от того, освящены они или нет, написаны ли они на простом листе бумаги или на картоне. От увиденного на выставке её охватило сильное душевное волнение и чувство возмущения, в связи с чем она поспешила покинуть выставочный зал.

(том 2 л.д. 164-167)

ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Общероссийское общественное движение "За права человека"
125009, Москва,М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (095)291-62-33, т/ф (095)202-22-24, e-mail: news@zaprava.ru;
http://zaprava.ru/