Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> "Осторожно, Религия" >>   
  Вернуться к списку "Хроники процесса в Таганском Суде. Версия Евгения Ихлова".
Выставка "Осторожно, Религия!"

"СУД НАД МРАКОБЕСИЕМ"
Хроники второго обезьяньего процесса: ПРОДОЛЖЕНИЕ (17).
Процесс в Таганском суде

Следующее заседание - в среду 9 февраля (11 часов) - атака прокуратуры
Внимание: заседания в феврале: 9 - в 11; 10 - в 10-30, 14 - в 10-30.

Москва, 2 февраля 2005 г., - защитник сотрудника Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" Людмилы Василовской - Евгений Ихлов продолжает Хроники второго обезьяньего процесса. Начну прямо с анонса - следующие заседания суда в среду, 9 февраля в 11 часов. На этот заседании гособвинение проведет дополнительное представление доказательств: каких - таинственно скрывается.

2 февраля процесса окончательно стал тем, во что он и должен был вылитсья - в суд над мракобесием и клерикальной мифологией. Таким образом защита завершила представление основного корпуса доказательств.
Однако, по порядку. Судебное разбирательство идет в Таганском районном суде г. Москвы (Марксистский пер. 1/32, судья Прощенко В.П.: м. "Марксистская", выход на улицу м. "Таганская") с начала ноября. Обвиняются: известный правозащитник Юрий Самодурова, директор Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" им. А.Д. Сахарова, сотрудник Музея Людмила Василовская и поэтом Анной Альчук (Михальчук). За проведение в январе 2003 года выставки современного искусства "Осторожно, религия!" , их обвиняют по ч. 2 ст. 282 УК РФ (максимум - заключение сроком до 5-ти лет, Альчук обвиняют - по ч.1 ст. 282 - СРОК ДАВНОСТИ ИСТЕК 18 ЯНВАРЯ). Прокуратура сочла их преступной группой, разжигающей национальную и религиозную вражду.
Гособвинение сегодня вновь было сегодня в усиленном составе - Новичкова из прокуратуры Москвы и Гудим из прокуратуры ЦАО.
Защиту представляли: адвокаты: Юрий Шмидт, Ксения Костромина, Анна Ставицкая, Сергей Насонов. Защитники: Лев Пономарев и Евгений Ихлов (Движение "За права человека"), Александр Подрабинек ("Фонд гражданских свобод").

На заседании возобновилось (и завершилось) представление доказательств защиты, прерванное допросом подсудимых. Первым выступила Наталья Азарова - известный филолог. Она зачитала блестящее заключение по филологическому исследованию эсее Анны Альчук "Острожно, религия!" (это эссе планировалось для каталога выставки). Обвинение пыталось представить это эссе в качестве кураторской концепции выставки. Прокурор Новичкова получила возможность получить разъяснение, чем отличается концептальный текст от обычного рассуждения на тему. Очень важно, что гособвинители, предъявляя в качестве вины "четко разработанную концептуальную установку", узнают о характерных призанках концетуальности лишь в разгар процесса.
Затем на кафедру поднялся философ и культуролог, профессор Игорь Григорьевич Яковенко. Отвечая на вопросы Юрия Шмидта, он дал краткий экскурс по истории христианства, заполненной яростными взаимными распрями и преследованиями инаковерующих и инакомыслящих. Ему пришлось объяснить гособвинителями разницу между критикой религии, как мировоззрения, критикой конкретной церкви и критикой клерикализма - стремлению церкви к доминированию. Все это совершенно нормально и законно в светском государстве. И ставить знак равенства между христианством, православием и РПЦ - невозможно.
Впрочем, с точки зрения Яковенко, светским наше государство было только с 1991 по 2000 год, затем началось взаимное сближение РПЦ и государства, клерикализация политики и образования. Терпимость и веротерпимость никогда не была свойственны господствующим христианскими церквям, терпимость была принята западным христианством только как следствие секуляризации общества. Была приведена аналогия: в 311 г. христианство было легилизировано в Римской империи, а уже в 391 г. были запрещены все языческие культы, в Александрии толпой фанатиков был сожжен, как рассадник "бесовщины" Серапион - музей и университет; так и в России - РПЦ, используя естественное расскаяние общество за гонения на верующих в "богоборческую (термин профессора Яковенко) эпоху", приступила к экспансии и преследованиям оппонентов, стремясь стать инструментом государства, и одновременно использовать его для подавления диссидентов. Естественно, тема разговора дала возможнсть вспомнить церкви и инквизицию, и религиозные войны, и костер Джорджано Бруно, и Галлилея, и не потерявшая актуальности анафема Льва Толстого. При этом было отмечен контраст между раскаявшейся за свои исторические грехи Католической церквью, и отсутствием такого рода покаяния со стороны РПЦ. Реагируя на это прокурор Гудим (гонитель ветеринаров), светски улыбаясь, дала понять, что может быть гонения со стороны церкви только добавили известности гонимым талантам. Она же тонко намекнула, что нынешнее сближение РПЦ с государством и есть форма исторического покаяния государства за советские гонения. Видимо, уголовные преследования оппонентов РПЦ и есть понимания покаяния в прокурорском восприятии?
Задавая Игорю Яковенко вопросы, Юрий Самодуров, неоднократно подчеркивал, что церковь для него - лишь один из элементов гражданского общества, хотя и важных и значимый, и он готов сотрудничать с РПЦ в борьбе за прекращение кровопролития в Чечне и вопиющей социальной несправедливостью.
Следующим выступил Юрий Левада, директор одноименного аналитического центра. Ссылаясь на Конституцию и Закон о свободе совести, он подчеркнул абсолютно законный характер проведения даже сугубо антирелигиозного мероприятия, если оно проводитсья не близи от храма или церковной процессии, подтвердил неграмотный и тенденциозный характер комиссионной экспертизы обвинения и подчеркнул, что, несмотря на то, что православными заявили себя практически 90% славянского населения РФ, но это является проявлением только культурной идентичности, поскольку еженедельно посещают православные церкви (т.е. могут подходить под определение воцерковленных) лишь 2% населения, а ежемесячно - порядка 4%. Число православных, причищающихся хотя бы раз в полгода не превышает 1%! Статистические выкладки Левады несколько скоректировал выступивший следом историк Дмитрий Фурман, главный специалист Института Европы РАН. По его данным, количество православноверующих, ежемесячно посещающих храм в период с 1991 по 2003 год почти не меняется и составляет 6-7%, что меньше, чем в таких традиционно светских государствах как Франция (9%) или Швеция (12%). Таким образом, социология вновь разоблачила миф о поголовной принадлежности к православнию, его державообразующем характере. Молодые г-жи прокурорши очень оживились при словах Фурмана о том, что экспонаты могли оскорбить верующих (ими все время изучался текст отзыва Фурмана на экспертизу, откопированный из дела), но историк их разочаровал, когда развил свой тезис: практически любое проявление инаковерия или секулярности оскорбляет религиозных радикалов. При этом любое религиозное возрождение неизбежно несет в себе и всплеск радикализма. А радикалы (или фундаменталисты)- обрушиваются на чужих "идолов" и "мирскую скверну". Был, разумеется, упомянут и Салман Рушди.
После выступления специалистов, защитник Самодурова, адвокат Ксения Костромина, зачитала прошлогодние жалобы защиты на незаконный отказ в уточнении вопрос экспертам и на незаконное вменение обвиняемым новой редакции ст. 282 УК РФ, хотя на момент совершения деяния (январь 2003 г.), еще была в силе старая редакция, в частности, не криминализирующая унижение религиозного достоинства. Адвокат Юрий Шмидт прокомментровал эти жалобы так: защита не держала камень за пазухой, а стремилась заблаговременно предотвратить выдвижение незаконных обвинений в суд. также был оглашен и ответ из прокуратуры - это вам - цитирую дословно - "не постмодернистский перформанс". Вот до каких высот сарказма дело Сахаровского центра довело правохранительные органы!
Завершение судебного заседания было ознаменовано двумя дискуссиями. Судье очевидно очень хотелось осмотреть экспонаты - вещдоки, благо они были уже здании суда. Защита возражала - подсудимым не вменено в вину ни одно произведение конкретно. Обвинители тоже не рвались - видимо, опасались контраста между чудовищностью обвинений и зрелищем картин, изуродованных погромщиками. Но судья настаивал. Затем Юрий Шмидт, заявил, что поскольку защита завершила представление доказательств, то он просит прокуратуру перейти к прениям. Если же гособвинение намерено допросить в суде экспертов, то он просит предупредить заранее, чтобы защита могла пригласить специалистов. Судья тоже просил не затягивать процесс. Но прокурорши заявили, что теперь они будут вновь представлять доказательства, но о своих планах отказались говорить наотрез, несмотря на увещевания судьи, честно сказавшему, что споры докторов наук вокруг экспертизы уже ничего нового не принесут.
Таким образом, в следующий вторник - 9 февраля, начиная с 11 часов, прокуратура начнет доставать из рукавов заботливо припасенные козыри.


ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Общероссийское общественное движение "За права человека"
125009, Москва,М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (095)291-62-33, т/ф (095)202-22-24, e-mail: news@zaprava.ru;
http://zaprava.ru/