Музей и общественный центр им. Андрея СахароваГлавная страница сайтаКарта сайтаОб Андрее Сахарове
Общественный центр им.Андрея Сахарова
Сахаров
А.Д.Сахаров
Анонсы
Новости
Музей и общественный центр имени А.Сахарова
Проекты
Публикации
Память о бесправии
Воспоминания о ГУЛАГЕ и их авторы
Обратная связь
 НОВОСТИ   АФИША   МУЗЕЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР   ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
    Главная >> Музей и общественный центр >> Выставки >> "Осторожно, Религия" >>   
  Вернуться к списку "Хроники процесса в Таганском Суде. Версия Евгения Ихлова".
Выставка "Осторожно, Религия!"

Эссе поэта и художника Анны Альчук.
Приложение к 17 Хроникам второго обезьяньего процесса.
Процесс в Таганском суде

Уважаемые читатели ХРОНИК ВТОРОГО ОБЕЗЬЯНЬЕГО ПРОЦЕССА!

Предлагаю вашему вниманию приложение к 17 Хроникам - эссе поэта и художника Анны Альчук (подсудимая Михальчук).
Это эссе было одним из доказательств ложного обвинения ее в "организации выставки". Анализу этого эссе было посвящено выступление в судебном заседании известного филолога Натальи Азаровой.
Напоминая, что следующее заседание в Таганском суде в среду 9 февраля (11часов) - прокуратура возобновляет представление доказательств обвинения, при этом, какой сюрприз ожидается, неизвестно...

Евгений Ихлов,
защитник сотрудника Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" Людмилы Василовской



ОСТОРОЖНО, РЕЛИГИЯ
Анна Альчук

Какова история взаимоотношений религии и искусства и какие факторы предопределяют отношение художника к религии в современном мире? – вот круг проблем, которые интересуют кураторов выставки.
Исследуя искусство архаических культур, античности или средневековья, мы всегда должны иметь в виду религиозный контекст, в котором создавалось то, что современное сознание отождествляет с произведением искусства. Ведь искусства в том смысле, в каком оно существует сейчас, в те времена не было, и даже античные статуи, прославляющие красоту человеческого тела, делались в подражание богам как знак поклонения им. Я уже не говорю о великолепных готических храмах, авторы которых остались неизвестны! Служение Богу не знает авторства. Осторожно! Это -- религия – говорим мы в случае подхода к творчеству как к общению с транцендентным.
Однако ситуация меняется, когда речь заходит о искусстве современном. Вслед за модернистским искусством, культивировавшим автора как своеобразного демиурга, заново создающего мир в своих произведениях, постмодернистское искусство, отнюдь не упразднившее авторство на уровне артрынка, выступило критическим аппроприатором созданных европейской культурой ценностей. В этом контексте, религия стала предметом критического исследования художников. Достаточно вспомнить работы Германа Нитша, распинавшего окровавленные бычьи туши или же полотна Фрэнсиса Бэкона, в которых изображение папы Иннокентия Х-го Веласкеса подверглось живописной деконструкции.
Современные российские художники постсоветского периода не так часто прибегают к критическому дискурсу в искусстве (можно ли вообще говорить о современном искусстве вне критической функции?). Те же, кто все-таки пытаются в этом ключе работать (Олег Мавромати, Александр Бренер, Олег Кулик, Авдей Тер-Оганян и некоторые другие) неизбежно обращались к идее Российской православной церкви, своим консерватизмом и нетерпимостью к Другому провоцирующией подобное отношение со стороны художников. Когда Мавромати распял себя у института Культурологии напротив храма Христа Спасителя, имитировав жест жертвоприношения, он вызвал недовольство церковных иерархов, не способных отделить акт богохульства от символического художественного жеста, производимого к тому же не на сакральном церковном пространстве, а в общественном месте. Тем более не обоснован был судебный иск против Тер-Оганяна, во время своего перформанса разрубившего икону в профанном пространстве галереи. Гротескный и комичный эффект имела акция Бренера 1995г. в Елоховском соборе, когда, неожиданно выбежав к алтарю, он стал кричать «Чечня! Чечня!» и разбрасывать листовки, призывающие к прекращению Первой чеченской войны. Присутствовавшие при этом бдительные бабушки и дедушки стали выталкивать его с алтаря и отнимать у меня фотокамеру, с помощью которой я пыталась запечатлеть это событие.
Для РПЦ алтарный образ человека в защитной форме и с ружьем (новый иконописный образ святого Евгения Радионова, солдата погибшего в чеченском плену) вполне естественнен.
Осторожно, религия! – говорит современный художник, как бы призывая не терять критическую дистанцию по отношению к церкви, полностью утратившей свою автономию по отношению к государству и благословляющей насилие.


ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Общероссийское общественное движение "За права человека"
125009, Москва,М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (095)291-62-33, т/ф (095)202-22-24, e-mail: news@zaprava.ru;
http://zaprava.ru/