Здание Музея и Общественного центра им. А.Д. Сахарова
   ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ
   АРХИВ
 НОВОСТИ   О НАС   АФИША   ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ   ГОСТЕВАЯ КНИГА   ССЫЛКИ 
   НОВОСТИ >> Текущие новости   

Текущие новости 2004 года.


ИСКУССТВО БЕСПОМОЩНО НА ФОНЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАГЕДИИ


       Я понимаю, что это - не текст. Вопреки всем законам журналистской профессии я не знаю, что хочу сказать читателю. И, не зная, тем не менее пишу нечто и хочу, чтобы это нечто опубликовали и прочитали. Ибо должен поделиться впечатлениями. Эстетическими или этическими-непонятно. Но впечатления, какова бы ни была их природа, слишком сильны...

      На прошлой неделе в радиоэфире – во время передачи, посвященной обзору начавшегося художественного сезона, - меня спросили, есть ли выставка, которая действительно может эмоционально воздействовать на зрителя. И я ответил, что такая выставка, без сомнения, есть, хотя к художествам она не имеет никакого отношения, являясь скорее политической акцией.

      Но с этой выставки лично я вышел со слезами на глазах.

      Речь о проекте Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова-выставке с тяжеловесным названием «Война в Чечне обернулась террором для России. За что воюем?». Она посвящена памяти жертв войны и террора и составлена из документальных фотографий, фиксирующих военные действия в Чечне и симметричные им теракты во временном промежутке от Буденновска до Беслана. Снимки дополнены подборкой публикаций о чеченской эпопее в независимых СМИ, в том числе и в «Еженедельном Журнале», и документацией публичных протестов против нее (оказывается, кто только не подписывал петиции за прекращение войны в Чечне – от бардов вроде Городницкого до народных артистов вроде Абдулова). Идея куратора проекта, директора Сахаровского центра Юрия Самодурова (на фото внизу), проста: битва за целостность российского государства слишком дорого обходится и государству, и его подданным. Идея не просто проста, но и разумна. Однако проблема в том, что идею, ставшую выставкой, нужно иллюстрировать и визуально подкреплять.

       Но можно ли визуализировать боль? Можно ли публично продемонстрировать трагедию? Можно ли превратить в общественное достояние хорошо напечатанные цветные снимки, на которых трупы жженных танкистов, снимки, на которых немытые и голодные заложники, снимки, на которых мокрые от дождя худющие кошки жрут человеческие тела? А фестиваль «Крылья» ? А метро «Автозаводская»? А...?

      У этой экспозиции есть дизайн: фотографии развешаны на стильных деревянных конструкциях, как бы слегка покачнувшихся от эмоциональной тяжести выставленного. И за этот дизайн отвечал заслуженный и уважаемый человек - преподаватель Архитектурного института, руководитель мастерской ТАФ (« Театр архитектурной формы» ) Александр Ермолаев. Он знает свое экспозиционное дело и с задачей отлично справился. Но можно ли экспонировать катастрофу?..

      Не говорить о чеченской войне нельзя. Но как говорить о ней - я не знаю. И написанное мною, наверное, не текст. Но может ли быть текстом человеческий ужас?



Александр Панов
"Еженедельный журнал"
18.10.04

 



© Сахаровский центр

Политика конфиденциальности

Региональная общественная организация «Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова» (Сахаровский центр) решением Минюста РФ от 25.12.2014 года №1990-р внесена в реестр организаций, выполняющих функцию иностранного агента. Это решение мы обжалуем в суде.