Здание Музея и Общественного центра им. А.Д. Сахарова
    ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ
     АРХИВ
 НОВОСТИ   О НАС   АФИША   ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ   ГОСТЕВАЯ КНИГА   ССЫЛКИ 
   НОВОСТИ >> Текущие новости   
Российские правозащитники приняли важные заявления: тайные приказы МВД, Чечня, Узбекистан.

Москва, 19 мая 2005 г. - 18 мая в Музее и общественном центре имена А.Д.Сахарова прошло очередное заседание круглого стола правозащитников - Инициативной группы "Общее действие" (тел.  (095)923-4401, факс (095) 917-26-53; http://zaprava.ru/). Были приняты важные заявления: участники Инициативной группы подписали обращения к Уполномоченному по правам человека В.П.Лукину и Генеральному прокурору В.В.Устинову с требованием вмешаться в судьбу незаконно удерживаемого в заключении в ИЗ-77/4 г. Москвы с 13 августа 2003 г. известного таджикского опозиционера Хабибулло Насрулаева. Он был задержан в связи с запросом таджикских властей и уже почти два года ждет в тюрьме решения Генпрокуратуры о его выдачи. По российского законодательству, лишение свободы в такой ситуации свыше 18 месяцев - недопускается. 
Правозащитники приняли три заявления. В первом они выразили решительный протест в связи с существованием незаконно засекреченных актов МВД, дающих право создавать незаконные фильтрационные пункты, и даже расстреливать несанкционированные акции протеста (см. материал А.С.Политковской в "Новой газете" за 19 мая). Во втором заявление - призыв к началу мирного политического процесса в Чечне. В третьем заявлении правозащитники призывают демократические страны срочно остановить расправы в Узбекстане.
Предлагаем полные тексты этих заявлений:
1.
Тайные приказы МВД о чрезвычайных действиях – угроза конституционному строю

Обращение участников Инициативной группы "Общее действие"

Достоянием общественности стали документы, однозначно свидетельствующие о том, что уже три года в системе МВД существуют тайные акты, санкционирующие незаконное интернирование граждан в непредусмотренных никаким законом фильтрационных пунктах, а также, под предлогом пресечения беспорядков, даже убийства - без суда и следствия. Причем, подготавливались эти акты еще до всех «цветных революций» в СНГ, поэтому они не могут быть объяснены психологическим шоком властей перед лицом массовых волнений.
Как оказалась, прошлогодняя декабрьская «зачистка» в Благовещенске и его окрестностях не была импровизацией местной милиции или даже руководства башкортостанского МВД.
Это – воплощение задолго до этого составленных ведомственных актов, прямо предусматривающих карательные расправы, и даже – планов по подавлению гипотетического мятежа, составленных благовещенской милицией еще, по меньшей мере, в феврале 2004 года – за 10 месяцев до инцидента, якобы послужившего поводом для «профилактической» операции.
13 февраля 2004 года печально прославившийся декабрьским побоищем начальник Благовещенского ГРОВД полковник милиции М.Ф. Бикбулатов издал (в качестве руководителя оперативного штаба ОВД г. Благовещенска и Благовещенского р-на)  решение №57/2: «Содержание «На проведение силовых мероприятий в целях пресечения массовых беспорядков». Решение описывает силовые мероприятия по пресечению штурма толпой здания городской администрации с целью «расправы с лицами администрации» и расписывает полноценную войсковую операцию.  Пункт 5 Решения предусматривает «уничтожение преступников» штурмовой группой. Необходимо отметить, что это все предусматривается без объявления чрезвычайного положения, без признания судебного признания преступниками, без уточнения – что считать сопротивлением. Таким образом, местный милицейский чин «дает добро» на расстрел  безоружных граждан, вся возможная вина которых заключается лишь в том, что они не разошлись по первому приказу. Это полностью копирует те инструкции, которые привели к «кровавому воскресенью» 1905 года.  Решение Бикбулатова лицемерно обосновывает применение оружия определенными Законом «О милиции» (ч.1-2 ст.15), хотя эти нормы предусматривают защиту граждан и сотрудников милиции при угрозе им лично, а даже из текста распоряжения, расписывающего несуществующий штурм толпой линчевателей, не следует, что сфантазированные бунтовщики нападают на граждан или милиционеров.
Но распоряжения Благовещенского ГРОВД – это только реализация поразительного документа - приказа МВД России № 870 дсп от 10 сентября 2002 г.! Приложением № 1 к этом приказу является «Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Начнем с того, что этим приказом ввозится новое понятие  «чрезвычайные обстоятельства», равно объемлющие и ситуацию чрезвычайного положения (социально-политический кризис) и чрезвычайною ситуацию (природный или техногенный катаклизм). Уже в п. 24 раздела 1. V. Приложения упоминается группа обеспечения фильтрационного пункта. 
О процедуре "фильтрации" и о существовании фильтрационных пунктов известно с последних лет существования СССР - со времён афганской войны и конфликта в Закавказье (1990 г., Баку, и 1991 г., Нагорный Карабах). Очевидно, создание "фильтрационных пунктов" и проведение "фильрации" регламентировалось какими-то внутриведомственными нормативными актами, инструкциями, приказами и наставлениями (ни содержание, ни даже выходные данные этих документов нам неизвестны).
Приказом МВД РФ № 247 от 12 декабря 1994 года временные фильтрационные пункты были организованы в зоне вооружённого конфликта на Северном Кавказе. Полгода спустя их деятельность была регламентирована Временным положением, утверждённым приказом МВД № 205 дсп от 31 мая 1995 года. В этих фильтрационных пунктах, не предусмотренных законом местах содержания, задержанные на время "исчезали" - их жестоко пытали, подчас убивали.
С началом второй чеченской войны система незаконных мест содержания в зоне вооружённого конфликта была восстановлена, однако их существование систематически отрицалось, и было признано "силовиками" лишь в начале 2002 года. Правозащитники, однако, требовали упразднить неофициальные места содержания задержанных - и казалось, что в 2002 году, с принятием Приказа № 80 командующего Объединённой группировкой, были достигнуты хотя бы минимальные успехи: "зачистки" в Чечне прекращаются.
Но, как выясняется, в то же самое время были введены ведомственные нормативные акты, регламентирующие создание фильтрационных пунктов в любом регионе Россияской Федерации - Положение, введённое приказом МВД № 174 от 26 февраля 2002 года. Их воздание предусмотрено и приказом МВД № 870 от 10 сентября 2002 г.
Оба эти документа фигурируют в материалах расследования событий в Благовещенске. "Зачистка", проведённая в этом городе, оказалась, таким образом, не "эксцессом исполнителя" - государство продемострировало тот язык, на котором оно намерено в дальнейшем говорить с народом.
Постановка грифа «дсп» (для служебного пользования) на подобный документ является нарушением Конституции, так как, согласно ст.15 ч.3 Конституции РФ, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Ни Закон РФ «Об органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ни иные действующие нормативные акты, регулирующие деятельность учреждений, осуществляющих содержание задержанных, содержание под стражей или иные формы принудительного ограничения свободы граждан, не включают понятия «фильтрационный пункт». Внутриведомственные документы и приказы не могут рассматриваться в качестве законной нормативной основы для создания фильтрационных пунктов. Правовой статус ФП явился, таким образом, абсолютно неопределенным. Их создание было незаконно, и, следовательно, фильтрационные пункты должны рассматриваться как непредусмотренные законами пункты принудительного ограничения свободы граждан. Более того, сам гриф "ДСП" не содержится в законодательстве о гостайне и является  незаконной формой засекречивания, введенной подзаконными ведомственными актами.  
В Приложении № 1 к Приказу антиконституционный ФП упоминается неоднократно.
В п. 73 раздела II.II. (Структура и содержание Плана действий…)  устанавливается, что некоторые  сведения планов действий силовиков в условия чрезвычайщины должны «заносится простым карандашом», очевидно, для легкости стирания.
Все это свидетельствует, что в силовых структурах давно заготовлены секретные документы, позволяющие в одночасье перечеркнуть гражданские права.  А на их основе уже созданы и «отшлифованы» в документов местных отделений внутренних дел псевдоправовые основания для повторения в люом городе нашей стране бойни, подобной трагедии в Андижане!
Мы требуем от министра внутренних дел Рашида Нургалиева немедленно предоставить Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации все закрытые ведомственные нормативные документы, предусматривающие ограничения конституционных прав и свобод граждан;:

Мы призываем Генерального прокурора Российской Федерации Владимира Устинова немедленно истребовать для проверки все закрытые нормативные документы, предусматривающие ограничения конституционных прав и свобод граждан и инициировать расследование в отношении должностных лиц, антиконституционно издававших закрытые распоряжения, предполагавшие внесудебные лишения граждан свободы и иные нарушения гражданских прав, и привлечение их к ответственности;
Мы призываем Председателя Правительства Михаила Фрадкова немедленно сделать распоряжения, прежде всего, по силовым ведомствам, категорически запрещающие издание закрытых подзаконных и служебных документов, касающихся возможного ограничения конституционных прав и свобод, и отмену всех подобных документов.      

Валерий Абрамкин, Центр содействия реформ уголовного правосудия
Андрей Бабушкин, Комитет "За гражданские права"
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова
Юрий Бровченко, Фонд "Гласность"
Олег Орлов, Людмила Вахнина, Андрей Черкасов, Правозащитный центр "Мемориал"
Анна Каретникова, Антивоенный клуб
Лев Левинсон, правозащитник, Институт прав человека
Лев Пономарев, Общероссийское движение «За права человека»
Юрий Самодуров, Музей и Общественный центр имени А.Д.Сахарова
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Александр Ткаченко, Пен-центр
Эрнст Черный, «Экология и права человека»
Алексей Яблоков, Центр экологической политики России
от. Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести

2.
ВКЛЮЧЕНИЮ СЕПАРАТИСТОВ В  ЧЕЧНЕ В МИРНЫЙ ПРОЦЕСС НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ 

Заявления участников Инициативной группы "Общее действие"

Российские власти в качестве урегулирования чеченского кризиса уже несколько лет предлагают только сочетание карательных военных операций, прямого террора «эскадронов смерти» и кадыровского спецназа, и имитацией восстановления госструктур Чеченской Республики – с использованием грубо фальсифицированных выборов. Бесперспективность такой политики – очевидна. Война все быстрее расползается по Северному Кавказу, сопротивление взяло на вооружение широкое использование террористических методов, в рядах боевиков значительная часть - религиозные радикалы. Образовался порочный круг эскалации террора и насилия.
В результате пяти лет второй чеченской войны в России торжествует милитаризм и диктат спецслужб, практически полностью разрушена демократическая система власти, установлена прямая и скрытая цензура.
Реальный выход из многолетнего кровопролитного конфликта нам представляется следующим: вместо войны на уничтожение сепаратистов руководство России должно перевести борьбу с ними в политическую плоскость. Для этого российское законодательство следует изменить таким образом, чтобы сепаратисты получили право, сложив оружие, открыто и легитимно бороться за независимость Чеченской Республики политическими методами, включая возможность создания региональных политических организаций и участие во властных структурах. В рамках такой схемы руководители сепаратистов должны гарантировать отказ от вооруженной борьбы, констатировать, что нарушители мирного процесса должны отвечать по закону, и совместно с федеральными силами жестко пресекать любые провокации.
Руководство России, очевидно, не готово к прямым мирным переговорам с сопротивлением. Тем большее значение приобретают международные усилия в поддержку мира в Чечне. Мы призываем демократические государства, ПАСЕ, Совет Европы и ОБСЕ не снимать требований к Кремлю о начале мирных переговоров и требовать немедленного прекращения карательных операций в Чечне. Мы просим демократические государства и международные организации предложить властям России содействие в подготовке консультаций между федеральным руководством и представителями сопротивления.  Такие консультации должны носить максимально широкий характер, не исключая из переговорного процесса никакого, кроме причастных к преступлениям против человечности.   
В России в значительной степени прошел националистический угар, связанный с войной. Несмотря на все усилия массированной государственной пропаганды, большинство граждан России, по итогам разных опросов, уже несколько лет подряд выступают за начало мирных переговоров с силами чеченского сопротивления. Поэтому мы призываем различные общественные и политические организации требовать немедленного начала политического урегулирования чеченского конфликта.

Валерий Абрамкин, Центр содействия реформ уголовного правосудия
Андрей Бабушкин, Комитет "За гражданские права"
Юрий Бровченко, Фонд "Гласность"
Олег Орлов, Людмила Вахнина, Андрей Черкасов, Правозащитный центр "Мемориал"
Анна Каретникова, Антивоенный клуб
Лев Левинсон, правозащитник, Институт прав человека
Лев Пономарев, Юлий Рыбаков, Общероссийское движение «За права человека»
Юрий Самодуров, Музей и Общественный центр имени А.Д.Сахарова
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Александр Ткаченко, Пен-центр
Эрнст Черный, «Экология и права человека»
от. Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести

3.
Ситуация в Узбекистане должна быть обсуждена на Совете Безопасности ООН

Обращение участников Инициативной группы "Общее действие"

Ситуация в Ферганской долине Узбекистана приобретает характер гуманитарного кризиса. Карательные части устроили резню мирных жителей городов Андижан, Кара-суу (Ильичевск) и Пахтаабад. По данным узбекистанских правозащитников и общественных деятелей, число погибших составляет несколько сотен, несколько тысяч - ранены. Вся "вина" этих людей заключалась лишь в том, что они выразили свой протест против бесчеловечной диктатуры, или просто - попали под горячую руку карателей. По сообщениям из соседней Киргизии, огромное количество жителей Ферганской долины – сотни тысяч, спасаясь от жестокой расправы, могут устремиться через границу. Поэтому необходимо срочная широкомасштабная гуманитарная помощь. 
Мир стал свидетелем кровавого коллективного наказания целых городов. Эти расправы идут под циничный рефрен речей защиты светских ценностей от исламского радикализма. 
Мы заявляем, что никакие геополитические или иные "стратегические" соображения не могут оправдать государственного терроризма.
Бесполезно взывать к гуманизму правителей, бестрепетной рукой пославших отборные войска с задачей утопить в крови оппозицию. Остановить трагедию и сохранить доброе отношение народа Узбекистана к нашей стране могла бы четкая и однозначная реакция России. Поэтому мы требуем от Президента России немедленного и резкого осуждения кровавых расправ над мирной населением и мер политического характера в отношении Ташкента, например, отзыва посла России в Узбекистане. Недопустимо, что руководство России не считает нужным осудить массовые убийства в Ферганской долине. особенно опасно то, что режим Каримова, укрывшись за российской солидарностью, получил возможность высокомерно игнорировать протесты международной общественности.
Остановить государственный терроризм, а по другому расправы в узбекистанских городах охарактеризовать нельзя, может только солидарное требование держав к Ташкенту отозвать карательные части, прекратить расправы и начать диалог с демократической оппозицией.
Мы убеждены, что необходимо экстренно провести специальное заседание Совета Безопасности ООН для обсуждения ситуации в Узбекистане, поскольку никакой государственный суверенитет не дает властям право убивать сотни мирных жителей. Совет Безопасности должен принять решение о направлении наблюдателей ООН в регион и призвать к проведению гуманитарной акции по устройству беженцев.  
Мы призываем демократическое руководство Киргизстана открыть границы для людей, спасающихся от расправ, и предоставить им статут беженцев.
Мы призываем правительства демократических стран немедленно инициировать созыв заседания Совета Безопасности в связи массовыми убийствами в Узбекистане и оказать правительству Киргизстана широкую помощь для приема большого потока беженцев.

Валерий Абрамкин, Центр содействия реформ уголовного правосудия
Андрей Бабушкин, Комитет "За гражданские права"
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова
Юрий Бровченко, Фонд "Гласность"
Людмила Вахнина, правозащитник
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие"
Наталья Денисова, «Центр содействия международной защите»
Анна Каретникова, Антивоенный клуб
Лев Левинсон, правозащитник, Институт прав человека
Лев Пономарев, Общероссийское движение «За права человека»
Юрий Самодуров, Музей и Общественный центр имени А.Д.Сахарова
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Александр Ткаченко, Пен-центр
Эрнст Черный, «Экология и права человека»
Алексей Яблоков, Центр экологической политики России
от. Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести


ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Общероссийское общественное движение "За права человека"
125009, Москва,М. Кисловский переулок, д.7, корп.1, пом. 21
тел. (095)291-62-33, т/ф (095)202-22-24, e-mail: news@zaprava.ru;
http://zaprava.ru/